Обучение детей с ОВЗ
Работа с детьми —инвалидами и детьми с ОВЗ
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан (1998)
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: — международные (подписанные СССР или Российской Федерацией); — федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.); — правительственные (постановления, распоряжения); — ведомственные (Министерства образования); — региональные (правительственные и ведомственные).
Международные документы Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на: · развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; · обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества; · доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; · предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; · создание условий для освоения социальных навыков; · обеспечение подготовки и переподготовки педагогов. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Федеральные документы Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Документ регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии. В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012. Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи: — законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование); — обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях; — нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. — внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование; — пересмотр критериев установления инвалидности для детей; — реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий; — внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов. Наше дошкольное учреждении посещают как дети с ограниченными возможностями здоровья, так и дети-инвалиды. Они получают образование в условиях компенсирующих и общеразвивающих (интегрированы по 2-3 человека в группу) групп МБДОУ. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение детей с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед). Целью образования детей данной категории в ДОУ является введение в культуру,
используя особым образом построенное образование, выделяющее специальные задачи и разделы обучения, а также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Все пребывание ребенка с особыми образовательными потребностями в ДОУ имеет коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность узких специалистов и воспитателей строиться на диагностической основе. Специфика перспективного планирования образовательной работы для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, заключается в том, что основой коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, а основной принцип организации работы — принцип комплексности (взаимодействие специалистов). Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Учитель-логопед:
- Диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
- Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий;
- Проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
- Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
- Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- оказывает методическую во помощь воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Медицинский персонал:
- Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- Осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм
В течение года в ДОУ проводятся:
1) для детей младших групп занятия на развитие мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
2) для детей средних групп проводятся развивающие игры, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
3) для детей старших групп проводятся развивающие игры, занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, занятия по развитию творческого мышления, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
4) для детей подготовительных к школе групп проводятся развивающие игры, занятия по развитию мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
Для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов в МБДОУ функционирует:. 3. Музыкальный зал . 4. Кабинет педагога-психолога (2). 5. Кабинет учителя-логопеда (3).
Обучение по ФГОС ОВЗ
Уважаемые родители! С 01.09.2016 года вступают в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ФГОС ОВЗ ). ФГОС ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. ФГОС ОВЗ применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016, года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
Пояснительная записка к учебному плану групп компенсирующей направленности на 2022-2023 уч.г.
Адаптированные образовательные программы
Аннотации к адаптированным рабочим программам на 2022-2023 уч.год
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ д/с №45 «Радуга» на 2022-2023 уч.год
Рабочая программа учителя-логопеда
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в старшей-подготовительной группе
Адаптированная рабочая программа педагога-психолога
Рабочая программа подготовительная логопедическая группа на 2021-2022 уч.год